Полноценное питание учащихся школ города обсудили депутаты Собрания

24 апреля 2017

Комитет по науке образованию 

 20 апреля в Махачкалинском городском Собрании состоялось совместное  заседание комитетов по образованию, науке, культуре, спорту, молодежной политике и торговли, потребительскому рынку и услугам,  главной темой которого стала обсуждение итогов проведенной проверки в образовательных учреждениях города Махачкалы и МКУ «Махачкалапродукт» по соблюдению санитарных норм и правил по организации питании обучающихся и поставки пищевых продуктов.

В заседании приняли участие заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан  Н.А.Капиева, заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Х.В. Валиева, заместитель директора МКУ «Махачкалапродукт» С.Р. Гамидов, главный инспектор Контрольно-счетной палаты города Махачкалы М.А. Магомедов, Финансовое управление и управление образования Администрации города Махачкалы, руководители образовательных учреждений города.
 Вел заседание заместитель председателя Собрания Д.А. Джакаев. В своем вступлении он отметил, что число жалоб на качество горячего питания в школьных столовых в последнее время выросло. Как следствие, состоялся ряд контрольных проверок по учреждениям питания и МКУ Махачкалапродукт».
О результатах проверок состояния питания в школьных столовых и основных видах нарушений доложила заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан  Н.А.Капиева
При проверке члены комиссии руководствовались санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. № 45.В ходе проведения санитарно-гигиеническое обследования установлено: Санитарно – техническое состояние складских помещений МКУ «Махачкалапродукт»  для хранения пищевых продуктов неудовлетворительное, хранение овощей и сыпучих продуктов не упорядочено, допускается их хранение – навалом (п. 2.11 СанПиН 2.4.5.2409-08), отсутствует информация на упаковке продуктов: сухофрукты (ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»). Примерное меню разработано, без учета требований СанПиН 2.4.5.2409-08 отмечается снижение энергетической ценности рационов питания, недостаток в питании детей фруктов, творога, рыбы, мяса, овощей, составление фактического рациона питания без учета физиологической потребности в основных пищевых веществах и энергии, а с  учетом стоимости продуктов питания.
 По итогам выборочной проверки общеобразовательных школ (№8,№39, №33,№27) также выявлены  нарушения санитарных норм и правил по организации питания: не соблюдаются  условия хранения пищевых продуктов, нарушаются  требования к  условиям и технологии изготовления пищевых продуктов, готовый фарш  куриный и картофельное пюре приготавливается накануне вечером и хранится в морозильнике  (раздел VIII , п8.29. СанПиН 2.4.5.2409-08; персонал не обеспечен специальной санитарной одеждой (халат или куртка, брюки, головной убор, легкая нескользкая рабочая обувь) в количестве не менее трех комплектов на одного работника, в целях регулярной ее замены. (п.13.3. СанПиН 2.4.5.2409-08), отсутствует фильтр доочистки водопроводной воды. Производство готовых блюд осуществляется не в соответствии с технологическими картами, При обеденном зале столовой установлено не достаточное количество умывальников из расчета 1 кран на 20 посадочных мест (п. 3.4. СанПиН 2.4.5. 2409-08).
Далее депутаты рассмотрели результаты проверки Контрольно-счетной палатой города Махачкалы лимитов бюджетных обязательств по горячему питанию 1-4 классы за 2016 год, их целевое использование.
По информации главного инспектора М.Магомедова лимит бюджетных обязательств на 2016 год первоначально составил в сумме – 77667,1 тыс.руб. Уточнение бюджетных обязательств было произведено 30.12.2016 на сумму – 62301,4 тыс. руб., т.е. произошло уменьшение от первоначального ЛБО на 19,8% (15365,7 тыс. руб.).
Финансирование и кассовый расход за 2016 год составил в сумме -62301,4 тыс. руб. Фактическое поступление продуктов для горячего питания 1-4 классов составило – 66601,2 тыс.руб., что привело к образованию на 01.01.2017 кредиторской задолженности перед поставщиками в сумме – 4299,7 тыс.руб. В ходе проверки инспекторы выявили  нарушение Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ при обосновании начальной максимальной цены МКУ «Махачкалапродукт» в недостаточной мере проведен анализ рынка, что привело к завышению стоимости закупаемых продуктов питания по сравнению с данными Росстата РД на общую сумму  - 1814307,31 руб. и квалифицируется как неэффективное расходование бюджетных средств.
У МКУ «Махачкалапродукт» отсутствует официальный сайт, который необходим для доступности, открытости и прозрачности деятельности учреждения.
С рядом критических замечаний выступил депутат М. Гамзатов «Сокращение количества молочных продуктов, мясных и фруктов  в меню учащихся способно привести к недостатку кальция, селена, йода в организме, что может грозить замедлением физического развития детей, нарушениями в работе эндокринной системы, а все эти микроэлементы чрезвычайно важны для растущего организма, поэтому должны включаться в рацион. И, конечно, в основе приготовления всех блюд – питьевая вода, которая в регионе также невысокого качества и требует предварительной фильтрации, а она в школах не осуществляется».
Депутатов также интересовал вопрос, какой объем привозной продукции применяется при приготовлении блюд для школьников МКУ «Махачкалапродукт» и осуществляется ли ими работа с местными поставщиками. Заместитель директора МКУ «Махачкалапродукт» ответил,  что все используемое продовольствие имеет российское происхождение, кроме некоторых фруктов. Контракты на закупку продовольствия заключены с регионами РФ в соответствии с  требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ.
Было высказано общее мнение о закупке продуктов питания у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, что позволит  местным производителям участвовать в закупках, а также необходимости организовать системную работу по повышению культуры питания среди детей, а также вести разъяснительную работу с родителями о значении правильного питания для полноценного развития детского организма.
     По итогам обсуждения было вынесено несколько предложений:
  1. Направить акт в образовательные учреждения для устранения недостатков;
  2. Управлению образования проконтролировать работу по устранению нарушений образовательными учреждениями законодательства в сфере организации питания, выявленные специалистами управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан;
  3. Рекомендовать Управлению образования Администрации города Махачкалы обратиться к Главе города Махачкалы по увеличению нормы питания на одного учащегося до 20руб.;
4.МКУ «Махачкалапродукт» заключить договора на оказание услуг, поставку товаров в пределах доведенных им в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств, т.е. фактические расходы по договорам на поставку товаров не должны превышать кассовых расходов при оплате оказанных услуг, поставленных товаров;
5. МКУ «Махачкалапродукт» при установлении начальной (максимальной) цены контракта пользоваться источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, данными государственной статистической отчетности, информация о ценах производителей, исследованием рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа.
6.  МКУ «Махачкалапродукт» зарегистрироваться на официальном сайте, который необходим для открытости и прозрачности организации бесплатного питания учащихся в 1-4 классов в образовательных учреждениях г. Махачкалы.


Вернуться к началу