ОТЧЕТ о работе Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» за IV квартал 2015 и 2016 год

3 мая 2017

председатель Собрания А. Муртазалиев 

  

Уважаемые депутаты и приглашенные!
 
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования городской округ с внутригородским делением «город Махачкала» и Регламентом Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» первого созыва представляю вам отчёт о деятельности Собрания депутатов за 2016 год. Ввиду того, что нынешний состав депутатского корпуса начал работу с 1 октября 2015 г. в отчетный период включен также и данные за четвёртый квартал 2015 г.
Надо отметить, что прошедший период был нелегким в жизни города и горожан. Как известно, к 2015 и в течение года в столице накопилось много проблем в сфере земельно-имущественных и финансовых отношений, градостроительства и архитектуры, обеспечения качества городской среды, многие из которых носят фундаментальный для города характер. К началу 2017 г. общий долг города составил около 1,5 млрд рублей, в Махачкале не было утвержденного Генерального плана, Правил землепользования и застройки, а также ряд документов принципиального характера, без которых город не может реализовать свои функции. Сложности создавали и создают долги города за предыдущий период, которые не прогнозировались и следовательно не были предусмотрены городским бюджетом.
Несмотря на имеющиеся объективные трудности, с приходом в июле 2015 года нового руководства администрации г. Махачкалы активно и планомерно ведется работа по всем направлениям жизнедеятельности столицы. На очереди решение ряда задач, поставленных Главой Республики Дагестан Р.Г.Абдулатиповым по реализации принципов проектного управления городским хозяйством, качественного улучшения городской среды, повышению взаимодействию с населением. Эти задачи приобретают важное значение и в связи с тем, что нынешний год является для Махачкалы годом 160-летия основания и предстоит провести большую работу по благоустройству города.
Новый состав депутатского корпуса был сформирован в сентябре 2015 г. и призван совместно с Администрацией и иными городскими и районными структурами власти и населением активно участвовать в решении накопившихся проблем столицы.
В состав депутатского корпуса 1 созыва городского округа были избраны 79 депутатов 45 из которых (по 15 от каждого из трех районов) вошли в состав Городского Собрания. Из них – 10 депутатов предыдущего созыва, 35 - избраны впервые; 38 мужчин и 7 женщин. В возрасте до 35 лет – 11 депутатов. Все депутаты имеют высшее образование.
В Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением представлены следующие 7 партий:ВПП «Единая Россия»- (33 чел.), ВПП «Родина»- (3 чел.), ПП «КПРФ» -(2 чел.), ПП «Справедливая Россия»- (4 чел.), ВПП «Правое дело»- (1 чел.), ПП «Патриоты России»- (1 чел),  ПП «Российский Объединенный Трудовой Фронт» (РОТ Фронт)- (1 чел.).
 
ИНФОРМАЦИЯ
о вошедших и выбывших из Собрания депутатов городского округа
с внутригородским делением «город Махачкала»
РАЙОННЫЕ СОБРАНИЯ
ВЫБЫЛИ
ВОШЛИ
1.
Собрание депутатов «Ленинский район»
1.    Гамзатов Гаирбек Абдулкеримович
1.    Абакарова Оксана Гасановна
2.
Собрание депутатов «Советский район»
1. Амирханов Хизри Амирханович
2. Гамидов Сиражудин Мустафаевич
1.Магомедов Шамиль Гасбулаевич
2. Бабатов Заурбек  Бабатович
3.
Собрание депутатов «Кировский район»
1. Керимова Лейла Таптыг-Кызы
2.Мухудинов Мухудин Садрудинович
3. Бургуев Мурад Шагапутинович
4. Исмаилов Муслим Исмаилович
5. Дубинина Людмила Павловна
1. Исмаилов Муслим Исмаилович
2.Махачев Осман Абдулмаликович
3. Ярахмедов Рамазан Идрисович
4. Камалов Мухсин Шамсудинович
5. Ильясов Марис Сиражутинович
Всего
 
8
8
 
Первоначально в составе Городского собрания были образованы 11 комитетов: Комитет по финансам, бюджету, налогам и муниципальной собственности;Комитет по местному самоуправлению, законности и межмуниципальному сотрудничеству;Комитет по архитектуре, градостроительству и ЖКХ;Комитет по образованию, науке и культуре;Комитет по социальной политике и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;Комитет физической культуре, спорту и молодежной политике;Комитет по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству;Комитет по торговле, потребительскому рынку и услугам;Комитет по поддержке малого и среднего бизнеса и инвестициям; Комитет по развитию АПК; Комитет по депутатской этике и мандатным вопросам; и утверждены их персональные составы.
Через год с учетом практики нашей работы, а также новой структуры Народного Собрания РД количество комитетов Городского Собрания было доведено до восьми как охватывающих наиболее актуальные направления деятельности в городском округе.
За истекшие полтора года работы Городского и районных собраний депутатов городского округа «г. Махачкала» - с октября 2015 г. основное внимание было уделено, прежде всего, решению организационных вопросов и созданию правовой основы функционирования нового типа муниципального образования – городского округа с внутригородским делением, который реализован ещё в двух столичных городах России (Челябинске и Самаре).
С учетом того, что состав депутатского корпуса в целом был существенно обновлен: 69 из 79 депутатов избирались впервые, значительное внимание было уделено вопросам обучения депутатов основам муниципального законодательства и организации депутатской деятельности на практике. В этой связи были организованы в т.ч. с участием депутатов Народного собрания РД встречи и другие мероприятия учебного характера, всем депутатам в электронном формате былирозданыосновныенормативно-правовые актыи другиедокументы по депутатской деятельности. Налажен информационный обмен с депутатами по ознакомлению их с материалами предстоящих обсуждений особенно на заседаниях сессий.
За истекший период было проведено Городским собранием 14 сессий, 16 заседаний Президиума и более ста заседаний его Комитетов и комиссий, где обсуждались и принимались решения по наиболее важным вопросам городской жизни местного значения, многие из которых затем дублировались и на районном уровнях.Еженедельно проводились аппаратные совещания, на которых оперативно принимались меры по выполнению плановых мероприятий.  Проводилась и другая организационная работа, в ходе которой депутаты отчитывались о своей работе на заседаниях комитетов (комиссиях) и сессиях.
Вместе с тем, как и в других городах России, прошедший период показывает, что новый институт двухуровневого муниципального управления работает в стране пока неэффективно и проводимая депутатами работа недостаточна для решения ряда актуальных насущных вопросов местного значения, о чем отмечалось и на состоявшейся 15-19 марта с.г. Международной научной конференции «Конституционное право: итоги развития, проблемы и перспективы» в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова и на заключительном этапе в Государственной Думе РФ.
Деятельность Собрания осуществлялась по следующим направлениям:
Нормотворческая деятельность (инициирование разработки и утверждение нормативных правовых актов, приведение действующих нормативных правовых актов городского округа в соответствие с действующим законодательством)является для наспо сути основополагающим направлениемдеятельности.
Всего с 01.10.2015 г. Собранием депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» было принято 119решений, из них нормативных – 71, в том числе 5 решений о законодательной инициативе для внесения в Народное Собрание Республики Дагестан:
1. Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от «24» декабря 2015 г. № 4-6а «О законодательной инициативе Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в Народное Собрание Республики Дагестан внесен проект закона Республики Дагестан «О порядке определения объемов окружных фондов финансовой поддержки внутригородских районов и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджетов городских округов с внутригородским делением Республики Дагестан» (Закон Республики Дагестан от 20.06.2016 г. № 46);
2. Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от «24» декабря 2015 г. № 4-6б «О законодательной инициативе Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в Народное Собрание Республики Дагестан внесен проект закона Республики Дагестан «О внесении изменения в статью 3 Закона Республики Дагестан «Об утверждении источников доходов местных бюджетов внутригородских районов городских округов с внутригородским делением Республики Дагестан» (Закон Республики Дагестан от 20.06.2016 г. № 48);
3. Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 24 декабря 2015 г. № 4-9 «О законодательной инициативе Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в Народное Собрание Республики Дагестан внесен проект закона Республики Дагестан «О внесении изменений в Кодекс Республики Дагестан об административных правонарушениях» (в части увеличения установленных Кодексом Республики Дагестан об административных правонарушениях штрафов за правонарушения в сфере организации и функционирования органов местного самоуправления, благоустройства, охраны окружающей среды, транспорта). В связи с необходимостью проведения процедуры оценки регулирующего воздействияНародным Собранием Республики Дагестан указанный проект закона возвращен;
4. Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 18 февраля 2016 г. № 6-4 в Народное Собрание Республики Дагестан внесен проект закона Республики Дагестан    «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Дагестан» в части расширения перечня муниципальных образований Республики Дагестан, которые наделяются государственными полномочиями Республики Дагестан по созданию и организации деятельности административных комиссий, по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних. Наряду с муниципальными районами и городскими округами Республики Дагестан в перечень муниципальных образований включены внутригородские районы (Закон Республики Дагестан от 20.06.2016 г. № 52);
5. Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 27 декабря 2016 г. № 13-5 в Народное Собрание Республики Дагестан внесен проект закона Республики Дагестан «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан от 11.03.2009 г. №10 «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Республики Дагестан» (Закон Республики Дагестан от 07.04.2017 г. № 22).
Как и по другим направлениям нам предстоит более активизировать деятельность депутатского корпуса по подготовке местных нормативно-правовых актов по наиболее актуальным городским проблемам (незаконное строительство, дорожное движение, образование, вопросы соцзащиты и другие).
Вопросы архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений остаются наиболее актуальными для городского округа. Профильный комитет Городского Собрания (Председатель - Омаров Шамиль Камалудинович) как и другиекомитеты проводит заседания комиссии, осуществляет контроль за исполнением ранее принятых решений, организует выезды по вопросам, относящимся к компетенции Комитета; работает с поступившими в адрес Комитета обращениями, а также непосредственно с жителями городского округа.
Решением городского собрания депутатов г.Махачкалы от 26 мая 2016 года был принят Генеральный план и Правила землепользования и застройки города, которые должны служит основой для градостроительной политики. Хотя во многом архитектурный облик города в предыдущий период уже испорчен и вряд ли удастся его кардинально изменить задача видится в том чтобы противодействовать негативным тенденциям в этой сфере, вызывающих обоснованные нарекания со стороны местного населения. В числе обращений граждан вопросы незаконного строительства в городе наиболее актуальные, что усугубляется коррупционными и иными нарушениями, допускаемыми в том числе и со стороны муниципальных служащих. По имеющимся сведениям более 4000 незаконных свидетельств о праве собственности на городские земли находится на руках у частных лиц и необходимо усилить работу по аннулированию данных свидетельств. В решении этих и других по своей сути криминальных дел нужна активная позиция и правоохранительных органов, поскольку в этой сфере «крутятся» огромные средства и нередко ими управляют хорошо организованные группы.
Депутаты города и Кировского района неоднократно обсудили совместно с администрацией ситуацию сложившеюся вокруг Эльтавского леса. Неоднократные посещения данной территории должностными лицами Республики и города не изменили принципиально ситуацию, лес на грани уничтожения. Депутатами было выражено возмущение, тем что граждане имея на руках «фальшивые» документы продолжают строительство многоэтажек. Было решено обратиться в адрес Главы города Махачкалы М.Мусаева с предложением придать статус городской парковой зоны, принять нормативно-правовой акт о создании особо охраняемой природной территории местного значения и присвоить кадастровый номер. Депутатами данного комитета рассматривался вопрос о сохранении сквера по улице Лиза Чайкина между домами 38 и 40, а так же обобращении жителей города, несогласных со строительством музея в парке Ленинского комсомола.
Работа Комитета по финансам, бюджету, налогам, экономической политике и собственности направлена на повышение финансово-экономической самодостаточности города Махачкалы, расширение собственной экономической и налогооблагаемой баз, повышение эффективности распоряжения муниципальным имуществом города. Председатель Комитета депутат Абакаров Рашид Казбекович, активную квалифицированную работу особенно по данному направлению оказывает один из грамотных работников Аппарата Магомед Саадуевич Маджидов - начальник организационно-аналитического отдела.
Одной из самых важных задач Комитета является организация рассмотрения проекта бюджета города на очередной финансовый год и его утверждение, а также рассмотрение квартальных, полугодовых и годовых отчетов об исполнении бюджета город. Члены Комитета принимали участие в работе рабочей группы по формированию бюджета города на 2016 и 2017 г., созданной Главой города Махачкалы, организации и проведении публичных слушаний по проекту бюджета и отчета об исполнении бюджета.При непосредственном участии Комитета были рассмотрены и приняты городским Собранием 14 Решений.
Комитетом были рассмотрены и даны заключения на следующие проекты нормативных правовых актов, затрагивающих финансовую и экономическую политику города, которые впоследствии утверждены Махачкалинским городским Собранием: - Положение о бюджетном процессе в городском округе «город Махачкала»;- Положение о Контрольно-счетной палате городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»; - «О земельном налоге» (новая редакция);- «О внесении изменений в Решение Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» от 20.11.2014г. №33-3 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа «город Махачкала»;- Порядок определения цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»; - Порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в муниципальной собственности городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».
За отчетный период Комитет рассмотрел 7 проектов Решений Собрания по внесению изменений в бюджет города. Данные проекты были рассмотрены и с необходимыми поправками и замечаниями Комитета рекомендованы к принятию Собранием.Комитетом разработан и направлен в Контрольно-счетную палату перечень экспертно-аналитических мероприятий для включения в план работы на 2016г., который был учтён и реализован в полной мере.
Кроме нормотворческой работы, члены Комитета принимали активное участие в работепо постановке на учет предприятий малого и среднего бизнеса в налоговых органах (Выездные заседания Комитета и совместные с Администрацией города рейды). Всего в 2016 году в городе было проведено 375 рейдовых мероприятия с охватом 6348 объектов предпринимательства, выявлены 2490 объектов, осуществляющих деятельность без регистрации в налоговых органах, из них принятыми мерами поставлено на налоговый учет 1766 индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем, поступление от некоторых из них остается минимальным если не считать формальным. Считаю важной работу данного и других Комитетов в проводимой в городе работе по обелению экономики. Так, в  Махачкале осуществляют свою деятельность 51 банкетных залов, 111 автозаправочных станций, 12 рынков, 150 автомоек, 195 аптек, 49 торговых домов,  40 гостиниц,  470 ресторанов и кафе.
 Среднегодовые размеры налоговых платежей от указанных видов предпринимательской деятельности намного занижены, чем фактический оборот в этой сфере и размер подлежащего к уплате налога, как отметил Глава города Мусаев МусаАсхабалиевич в отчетео своей работе за 2016 год.
Проведенная с Администрацией работа способствовала в целом улучшению показателей бюджета города в 2016 году, поскольку по сравнению с 2015 годом увеличился  поступлений на 515 млн. рублей, хотя план и составлял 2 млрд. 527млн. рублей, а  фактически было собрано 2 млрд. 309,5 млн. рублей.Исполнение бюджета г.Махачкалы по расходам в 2016г. при плане 8,131 млрд. руб. составило 6, 915 млрд. руб., из них:- заработная плата с начислениями – 4,128 млрд. руб., - на питание – 172,8 млн.руб., - на оплату коммунальных услуг -  139,3 млн.руб.Наибольшую долю в структуре расходов местного бюджета в 2016 году составляют расходы на образование и жилищно-коммунальное хозяйство: 49,7% и 31% соответственно.На исполнение муниципальных целевых программ в 2016 году направлено 834,2 млн. рублей.На 01.01.2017г. кредиторская задолженность составила1 351,6 млн. руб.
Полагаю, что мероприятия по проекту «Обеление экономики» и повышению показателей городского бюджета должны быть приоритетными и в 2017 году и депутатам совместно с администрациями города и районов предстоит в этой связи выполнить большой объем работы. Для этого нужна активность и со стороны исполнительных органов по привлечению депутатского корпуса, что к сожалению не всегда наблюдается.
В ближайших планах Комитета:
 - разработка предложений по расширению налогооблагаемой базы города;
- разработка предложений по совершенствованию осуществления финансового контроля за расходованием бюджетных средств Контрольно-счетной палатой города;
- разработка Положения о приватизации муниципального имущества города Махачкалы.
Также Комитету необходимо принять меры по недопущению нарушения сроков представления в Собрание материалов по внесению изменений в бюджет города и их комплектности Администрацией г. Махачкалы.
Обеспечение надежного и устойчивого функционирования сферы жилищно-коммунального хозяйства является одним из важных направлений деятельности органов местного самоуправления. В этой связи отсутствие основополагающих документов городского планирования во многом сказалось на состоянии городского хозяйства в Махачкале. С учетом этого в городе подготовлены и утверждены Генеральный план города, Правила землепользования и застройки, Схемы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Махачкалы на период до 2035 года и другие необходимые мероприятия по функционированию элетро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и городского коммунального комплекса в целом.
С учетом этого Комитет по ЖКХ, промышленности, транспорту и аграрной политике (председатели - Зейналов Эльхан Юсупович, Мутуев Сиражудин Шихимович) также активно участвовал в рассмотрении огенеральном плане развития городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» до 2035г., Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», предусматривающие разделение городского округа «город Махачкала» на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.
Деятельность клининговой компании «Новый город», отвечающей за вопросы санитарного состояния и своевременный вывоз мусора, постоянно находится под пристальным контролем депутатов-членов Комитета. Достаточно сказать, что рейды, проводимые членами Комитета, совместно с Молодежным парламентом при МГС, а также со всеми заинтересованными службами дали положительный результат. Уже сегодня компания «Новый город» перешла на антикризисное управление, благодаря которому мусорный коллапс в Махачкале пошел на спад. Этому предшествовала и работа, проведенная депутатами по своим закрепленным участкам, как дополнительное увеличение количества мусорных баков, работа с предпринимателями по заключению договоров на вывоз мусора, ежемесячные субботники с привлечением населения города и коллективов учреждений и организаций и др. С наступлением летнего сезона, а также в преддверии празднования юбилея города Махачкалы, планируется активизировать работу в данном направлении.
В отчетном периоде, не остались без внимания Комитета вопросы готовности городских пляжей «Прибой», «Березка» и «Загородный» к купальному сезону. По итогам неоднократных обследований территории городских пляжей, членами Комитета, работа по подготовке к купальному сезону была признана недостаточной. Руководству пляжей были даны соответствующие предписания с установлением сроков выполнения.
На заседаниях Комитета особое внимание уделяется функционирования платных парковок на территории города Махачкалы, а также вопросам транспортного обслуживания и обеспечения безопасности, развития транспортной инфраструктуры. К примеру, по итогам проведенного анализа и в ходе обсуждения данных вопросов с участием заинтересованных сторон, депутатами – членами Комитета были сделаны выводы о том, что администрацией города не в должной мере были отработаны механизмы реализации пилотного проекта платных парковок. Внедрение платной парковки должно было увеличить пропускную способность ближайших улиц на 30% однако, управление транспорта столкнулись с рядом проблем: для выявления и выставления штрафа лицам, осуществляющим парковку оказалось отсутствие доступа к системе межведомственного электронного взаимодействия УГИБДД МВД РД, низкий тариф на эвакуацию автотранспорта, необходимость в приобретении дополнительных единиц эвакуаторов с большей мощностью и др.
Депутаты-члены Комитета вошли в состав рабочей группы при ГИБДД УМВД по г.Махачкалы по исследованию некоторых участков улиц на возможность введения одностороннего движения в городе.
В настоящее время рабочей комиссией, куда вошли члены Комитета, ведется работа по разработке новых Правил благоустройства города Махачкалы, которые включают в себя установление общих положений для утверждения правил благоустройств внутригородских районов.
Учитывая актуальность и значимость проблемы дорожного хозяйства, члены Комитета приняли активное участие в формировании предложений для включения в приоритетную программу «Безопасные и качественные дороги» Махачкалинской городской агломерации на 2017-2018г.г., рассчитанной до 2025 года, в рамках которой планируются ремонт, расширение, а также полная реконструкция и строительство дорог. По предложению Комитета в перечень Программы на 2017год вошли дополнительные улицы, согласованные с главами сел и поселков города.
Одним из основных направлений работы Комитета является аграрная политика. В тесном взаимодействии с Управлением сельского хозяйства на Комитетах были рассмотрены проблемные вопросы сельхозпроизводителей города, в т.ч. приобретения цеха по пастеризации молока, для оказания помощи предпринимателям в реализации продукции.
Депутатам необходимо с учетом того, что ЖКХ один  из основных направлений расходования средств городского бюджета (31%) активно контролировать эффективное использование средств в этой сфере, которое достигло за 2016 г. 914млн.руб., в том числе: по решениям судов - 155,7млн.руб., содержание аппарата и прочие расходы – 46 млн.руб., уборка (санитарная очистка) - 128,5млн.руб.,  Горзеленхоз – 136 млн.руб,, дороги – 165,7млн.руб., уличное освещение - 51,5млн.руб.и другие наиболее затратные статьи расхода городского бюджета. В этой связи необходимо усилить работу по обоснованности расходов из бюджета за выполненные в прошлом работы и услуги, размер которых достиг в ЖКХ за 2016 г. более 155 млн. руб.
Основной функцией Комитета по местному самоуправлению, законности и регламенту (Председатель Курамагомедов Руслан Шарипович) является разработка и согласование проектов решений, выносимых на сессию Собрания депутатов, относящихся к компетенции Комитета.
За 2016 год Комитетом подготовлены, рассмотрены и согласованы следующие проекты решений о законодательной инициативе для внесения в Народное Собрание РД:
«О порядке определения объемов окружных фондов финансовой поддержки внутригородских районов и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджетов городских округов с внутригородским делением Республики Дагестан» (Закон Республики Дагестан от 20.06.2016 г. № 46);
«О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Дагестан «Об утверждении источников доходов местных бюджетов внутригородских районов городских округов с внутригородским делением Республики Дагестан» (Закон Республики Дагестан от 20.06.2016 г. № 48);
«О внесении изменений в Кодекс Республики Дагестан об административных правонарушениях» (Закон Республики Дагестан от 08.02.2016 г. № 8);
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Дагестан» (Закон Республики Дагестан от 20.06.2016 г. № 52);
«О внесении изменений в Закон Республики Дагестан от 11.03.2009 г. №10 «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Республики Дагестан» (Закон Республики Дагестан от 07.04.2017 г. № 22).
Работа Комитета в течение 2016 года в целом была сосредоточена на разработке нового Устава городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» с учетом изменений действующего законодательства Российской Федерации и Республики Дагестан, продиктованных формированием новой модели в сфере организации местного самоуправления на территории города Махачкалы.
Так, Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением от 7 апреля 2016 года № 8-7 принят Устав городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», основополагающий документ, обладающий высшей юридической силой в системе нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Принятию данного решения предшествовала работа в Народном Собрании Республики Дагестан по формированию республиканского законодательства в сфере организации местного самоуправления. В частности, 16.01.2016 г. в Комитете Народного Собрания Республики Дагестан по местному самоуправлению с участием депутатов Собрания-членов Комитета были рассмотрены проекты законов «Об отдельных вопросах местного значения городского округа с внутригородским делением, закрепляемых за внутригородскими районами в его составе, и о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и внутригородскими районами в его составе» и «Осоставе муниципального имущества внутригородского района», которые впоследствии были приняты Народным Собранием РД (Закон Республики Дагестан от 08.02.2016 г. № 9, Закон Республики Дагестан от 09.03.2016 г. № 15).
Комитетом регулярно проводится мониторинг действующего законодательства на предмет необходимости внесения изменений в Устав города Махачкалы, а также совершенствования муниципальной нормативно-правовой базы.
Так, в ходе проведенного мониторинга законодательства в сфере осуществления муниципального контроля Комитетом подготовлены:
- проект решения о законодательной инициативе (проект закона РД) в части определения должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных определенными статьями Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации при осуществлении муниципального финансового контроля, который планируется внести в Народное Собрание РД (правовое основание: часть 7 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
- проект решения Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала «Об утверждении Перечня видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление на территории муниципального образования – городской округ с внутригородским делением «город Махачкала» (правовое основание: пункт 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Комитет по образованию, науке, культуре, спорту и молодежной политике (Председатель Кудаев Джамалудин Магомедович) с привлечением заинтересованных лиц и ответственных работников Администрации города, его районов, Управления образования, культуры, Комитета по спорту и делам молодежи, а также депутатов Молодежного парламента при МГС была рассмотрена деятельность управления образования, культуры администрации города Махачкалы. Члены Комитета, уделяя внимание такой важной проблеме, как состояние доступности дошкольных учреждений, с приглашением представителя управления образования и заместителя администрации, курирующего данное направление, провели заседание, где рассмотрели вопрос об обеспечении дошкольными образовательными учреждениями детей города. На данном заседании депутатами комитетов совместно с отраслевым управлением рассмотрели вопрос создания дополнительных мест в существующих дошкольных организациях, развитие негосударственного сектора системы дошкольного образования. Депутатами комитета было предложено для организации семейных детских садов, разрешить использовать жилые помещения для осуществления данного вида деятельности. Создание негосударственных дошкольных образовательных учреждений позволит повысить общедоступность дошкольного образования, охват детей дошкольным образованием, сократить очередность в дошкольные образовательные учреждения. Вопрос взят депутатами на постоянный контроль.
Депутаты тесно работают с муниципальными учебными заведениями, дошкольными образовательными учреждениями, детскими домами, учреждениями интернатного типа. Такое сотрудничество дает возможность депутатам быть в курсе проблем образовательных учреждений.Общие проблемы, с которыми сталкиваются депутаты, при посещении таких учреждений - это недостаточное финансирование материально-технической базы учреждений, капитального ремонта зданий.
В феврале членами Комитета проведено выездное заседания в ДГТУ, где состоялись беседы со студентами на тему: «Об основах избирательного права и избирательного процесса (посвященное Дню молодого избирателя).
Как и в предыдущие годы в 2016 году в центре внимания Комитета находились вопросы организации летнего отдыха учащихся школ г.Махачкалы, комплекс вопросов подготовки к новому учебному году: общая готовность школ, вопросы, связанные с пожарной безопасностью в учебных заведениях, их санитарным состоянием, о нецелевом использовании помещений муниципальных образовательных учреждений, обеспечение школьников горячим питанием, о качестве поставляемой продукции в дошкольные и общеобразовательные учреждения и др.
Депутаты решили серьезно заняться вопросом качества питания детей в школах. С этой целью была создана рабочая комиссия из числаспециалистов КСП города Махачкалы, представителей Роспотребнадзора.По итогам проведенной выборочной проверки школ были выявлены нарушения санитарных норм и правил по организации питания. При проверке МКУ «Махачкалапродукт» выяснилось недофинансирвание за 2016 год, что привело к образованию кредиторской задолженности перед поставщиками в сумме – 4299,7 тыс.руб.
МКУ «Махачкалапродукт» в недостаточной мере проведен анализ рынка, что привело к завышению стоимости закупаемых продуктов питания по сравнению с данными Росстата РД на общую сумму - 1814307,31 руб. и квалифицируется как неэффективное расходование бюджетных средств.
Было высказано общее мнение о закупке продуктов питания у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, что позволит местным производителям участвовать в закупках, а также необходимости организовать системную работу по повышению культуры питания среди детей, а также вести разъяснительную работу с родителями о значении правильного питания для полноценного развития детского организма.
По итогам обсуждений было вынесено несколько конкретных предложений Управлению образования и МКУ «Махачкалапродукт».
Данный вопрос не снят с повестки дня Комитета, депутаты планируют рассмотреть организацию питания и в дошкольных образовательных учреждениях города Махачкалы в сентябре – ноябре месяце т.г., также на контроле у Комитета - выполнение следующих городских целевых программ:
Реализация муниципальной программы «Развития отрасли культуры в г. Махачкале на 2015-2017гг.;
Реализации Программ развития физической культуры и спорта и молодежной политики в городе Махачкале на 2015-2018 годы;
Реализации Программы развития муниципальной системы образования г. Махачкалы на период 2013-2017гг.» и другие вопросы.
Комитет по поддержке малого и среднего бизнеса (Председатель Магомедов Алибулат Ашаханович) осуществляет свою деятельность в тесном контакте с Комитетами Собрания депутатов, где рассматриваются вопросы защиты прав и интересов предпринимателей.
В отчетном периоде на заседаниях Комитета был рассмотрен и рекомендован к принятию на заседаниях Собрания ряд нормативных правовых актов. Одним из вопросов, рассмотренных в Комитете, было Положение о создании условий для развития малого и среднего предпринимательства в городском округе «город Махачкала», регулирующее отношения, связанные с созданием условий для развития малого и среднего предпринимательства через реализацию муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.
Также, немаловажным правовым актом, рассмотренным на заседании Комитета, стало Положение о муниципально-частном партнерстве на территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», позволяющем заключать соглашения о муниципально-частном партнерстве в целях привлечения в экономику частных инвестиций. В рамках данного Положения предполагается рассмотреть обращение руководителя МДОУ №7 о возможности строительства дополнительного корпуса на территории садика за счет средств инвесторов.
Еще одним вопросом, рассмотренным на Комитете, стал вопрос о ходе реализации городской программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». В бюджете города на 2016 год было заложено 678 тыс.руб., из них профинансировано 100 тыс.руб., которые пошли на проведение конкурса «Лучший фермер» и «Лучший владелец личного подсобного хозяйства». В состав оргкомитета вошли депутаты-члены Комитета по поддержке малого и среднего бизнеса.
На заседаниях Комитета особое внимание уделяется работе Управления торговли, потребительского рынка и услуг в части соблюдения требований действующего законодательства и норм муниципальных правовых актов при размещении и функционировании нестационарных торговых объектов на территории г.Махачкалы, а также обсуждению проведенного Комитетом анализа полноты начисления, своевременности уплаты, учета и взыскания неналоговых платежей, администрируемых Управлением торговли. По итогам, были выявлены существенные нарушения и недостатки, мешающие субъектам малого предпринимательства начинать торговый бизнес или продолжить развивать существующий, а местному бюджету получать значительные суммы гарантированной платы за размещение нестационарных торговых объектов.
В 2016 году в бюджете города Махачкалы на реализацию муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства» было выделено 5 млн.руб., из низ профинансировано 3млн. 500руб., которые получили начинающие молодые предприниматели на поддержку в виде грантов на открытие собственного дела.
Кроме нормотворческой работы, члены Комитета принимают участие в работе по постановке на учет предприятий малого и среднего бизнеса в налоговых органах, проводя выездные рейды совместно с Администрацией города.
Депутаты-члены Комитета принимают активное участие в работе постоянного консультативного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Главе города Махачкалы, где отстаивают интересы предпринимателей города.
В планах работы Комитета на 2017 год вопросы выполнения муниципальных целевых Программ.
Основными направлениями деятельности Комитета по социальной политике и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения и связям с общественными организациями (Председатель Магомедов Магомед Муртазалиевич) были и остаются осуществление контроля за исполнением ранее принятых решений, организация выездов в муниципальные образовательные учреждения, вопросы социальной защиты населения, безработицы, организации труда, социальной поддержки ветеранов и инвалидов, проживающих на территории города.
Совместно с Комитетом был рассмотрен вопрос о создании дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Для решения проблемы очередности в детских садах членами Комитета было предложенопри строительстве многоэтажных жилых домов в различных микрорайонах города, застройщикам предусмотреть на первых этажах площади для детских садов, что позволит повысить общедоступность дошкольного образования, сократить очередность в дошкольных образовательных учреждениях.
Неоднократно члены Комитета проводили выездные заседания в МБОУ города, где организовывали беседы с учениками старших классов на тему: «О влиянии наркотических (психотропных) веществ на молодежь».
В связи с всплеском популярности в молодежной среде так называемых "групп смерти", которые склоняют подростков к суициду, депутаты Комитета совместно с Молодежным парламентом при МГС провели профилактическую беседу со школьниками на тему безопасности в Интернете.
Хочется отметить, что ежегодно, в преддверии празднования Дня Победы, депутаты-члены Комитета не оставляют без внимания ветеранов Великой Отечественной войны. Накануне годовщины Битвы под Сталинградом депутаты совместно с работниками Управления социальной защиты г. Махачкалы навестили участников Сталинградской битвы.
Другим важным направлением работы комитета по социальной политике и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения является рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам, относящимся к ведению комитета.
Немаловажным нормативно-правовым актом, рассмотренным на заседании Комитета было о ходе реализации муниципальной целевой программы «Пожарная безопасность городского округа «город Махачкала» на 2016-2018г.г.».В целях обеспечения пожарной безопасности, пропаганды пожарнотехнических знаний и пожаробезопасного поведения населения в городе ведется активная работа по созданию добровольной пожарной охраны на объектах с массовым пребыванием людей, в том числе в учреждениях образования.
В связи с ростом бродячих собак в городе членами Комитета было проведено совещание, рассмотрены вопросы по организации работы МУП «Питомец».
Большое значение Комитетом уделяется вопросам благотворительности. Были организованны мероприятия посвященные «Дню матери» и «Дню инвалида», с приглашением всех депутатов Собрания.
В отчетном периоде Комитет по торговле, потребительскому рынку и услугам (Председатель - Гамзатов Магомед Сиражудинович) осуществлял свою деятельность во взаимодействии с Управлением торговли, потребительского рынка и предпринимательства и другими структурными подразделениями Администрации г. Махачкалы по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета, в частности, в сфере торговли, потребительского рынка и услуг городского округа.
Обеспечение населения города качественными услугами неразрывно связано с исполнением функции по муниципальному контролю в сфере торговой деятельности, так как потребитель имеет право на качественные товары и услуги.
Здесь необходимо отметить, что согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 246-ФЗ с 01.01.2016 по 31.12.2018 не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства.
Участвуя в решении социально-экономических вопросов города в сфере торговли, потребительского рынка и услуг, Комитет постоянно заботится о наполнении бюджета города за счет полноты начисления, своевременности уплаты и взыскания неналоговых платежей за размещение нестационарных объектов потребительского рынка.
По состоянию на 1 января 2016 года на территории муниципального образования «город Махачкала» охвачено учетом 850 нестационарных объектов потребительского рынка (павильонов, ларьков, тонаров и др.).
Постановлением Администрации города от 30 июня 2015 года № 3303 ответственность за администрирование платежей за размещение субъектами потребительского рынка нестационарных объектов на территории МО «город Махачкала» возложена на Управление торговли.
Кроме того, по официальной информации КУИ г. Махачкалы, Управлению торговли переданы по Акту 440 договоров аренды земли под НТО круглогодичной торговли с общей площадью 30 110,36 кв. м. на сумму 11 039 689,80 руб.
Из их общего количества в 2015 году и за 2 месяца текущего года, с учетом новых норм действующего законодательства, Управлением торговли было заключено с субъектами предпринимательства всего 111 договоров на право размещения НТО на сумму 4 208 257 рублей из включенных в Схему размещения 719 НТО круглогодичного функционирования (павильонов, киосков и тонаров).
Таким образом, Управлением торговли не была налажена на должном уровне уведомительная работа с субъектами предпринимательской деятельности об изменившихся условиях работы на объектах нестационарной торговли, что негативно отразилось на поступлениях неналоговых платежей за размещение НТО (в местный бюджет за 2 месяца поступило 1552,7 тыс. рублей или 13% от установленных годовых плановых показателей в сумме 12 000,0 тыс. руб.).
Учитывая актуальность и значимость проблемы пополнения доходной части местного бюджета за счет неналоговых платежей, на заседаниях Комитета особое внимание уделяли работе Управление торговли в части соблюдения требований действующего законодательства и норм муниципальных правовых актов при размещении и функционировании нестационарных торговых объектов (далее – НТО) на территории г. Махачкалы.
По итогам проведенного анализа и в ходе обсуждения с участием заинтересованных сторон приняты конкретные предложения (рекомендации) по улучшению деятельности Управления торговли в части размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории г. Махачкалы:
Следует отметить, что после критического обсуждения деятельности на расширенном заседании профильных Комитетов Управлением торговли были приняты определенные меры по исправлению ситуации с функционированием НТО, упорядочением деятельности ярмарок, переоформлением ранее действовавших и заключением новых договоров на право размещения на территории городского округа, что привело к существенному увеличению поступлений неналоговых платежей.
В 2016 году в местный бюджет поступило 18 239 548 рублей доходов, администруруемых Управлением торговли, или в 1,5 раза больше от годовых плановых назначений.
Распоряжением Главы города Махачкалы от 31 марта 2016 г.№237-р образована конкурсная комиссия по определению операторов ярмарок на территории города Махачкалы, в состав которой включен и Председатель Комитета.
Постановлением Администрации г. Махачкалы от 3 августа 2016 г. №1605 утверждена актуальная на 2016 год Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории МО ГО «город Махачкала» в разрезе внутригородских районов.
В целях исключения спекуляций на продовольственном рынке и резкого роста цен на основные продукты питания, т.е. противодействия экономически необоснованному повышению розничных цен в торговых сетях и рынках города Комитетом торговли с привлечением членов Молодежного парламента ежеквартально проводился мониторинг цен на основные продовольственные товары на рынках г. Махачкалы. Фактов необоснованного завышения цен выявлено не было. 
Итоги мониторинга за 2016 год и динамика роста потребительских цен на социально значимые продукты питания были предметом обсуждения на заседании Комитета в конце текущего года.
Учитывая, что ценовая ситуация на продовольственном рынке очень чувственный для людей аспект, по инициативе депутатов – членов Комитета постоянно отслеживаем складывающуюся на торговых рынках города ситуацию в целях выявления попыток необоснованного скачка цен и принятия мер по обеспечению стабильного функционирования продовольственного рынка.
В этих целях в план мероприятий Комитета на 2017 год включен вопрос: «О работе Управления торговли и управления сельского хозяйства г. Махачкалы по сдерживанию роста цен на основные продовольственные товары и увеличению и увеличению доли присутствия местных товаров на рынках и торговой сети г. Махачкалы.
В целом надо отметить, что за истекший период Комитеты наладили связь с профильными структурами Администрации города и видимо эту работу надо проводить более активно поскольку без системного анализа взаимного сотрудничества Комитетов Собрания и Администрации города и внутригородских районов, невозможно организовать слаженную и эффективную работу в решении проблемных вопросов местного значения. Необходимо наладить более эффективные формы совместной работы, усилив контрольные функции депутатов в пределах своих полномочий.
Работа с обращениями граждан остается важной частью работы депутатского корпуса.Как показывает истекший период обращения граждан служили основой не только для организации контроля за деятельностью администрации по конкретным вопросам, но и обеспечения связи депутатов по закрепленным за ними участкам городского округа. Показатели работы по данному направлению характеризуются следующими данными за период функционирования этого созыва депутатов с октября 2015 года по 31 декабря 2016 г.
 
Собрание МО
Количество обращений граждан, вопросы
Результаты рассмотрения
 
 
Соцобеспечения и социальной защиты
ЖКХ и бытового обслуживания
Труда и заработной платы
Здравоохранения
Строительства и землепользования
 
Другие
Итого
Решены положи
тельно
Даны разъяснения
Отказано по существу
Находится на рассмотрении
1.
Махачкалинское
городское Собрание
22
34
-
2
8
13
79
21
54
4
-
2.
Кировское районное Собрание
12
23
8
9
6
8
66
41
20
2
3
3.
Советское районное Собрание
31
27
4
3
5
3
73
25
46
2
-
4.
Ленинское районное Собрание
21
28
-
2
5
8
64
40
12
5
7
5.
Всего по городскому округу
86
112
12
16
24
32
282
127
132
13
10
Выполнение многих задач Собраниями депутатов стало возможным благодаря активной работе основной части депутатского корпуса. Более двадцати депутатов из 45 членов Городского собрания я бы отметил как весьма активные в выполнении своих обязанностей, к  числу которых относятсяпрежде всего члены Президиума Городского Собрания. Но к сожалению, как уже проявляется на практике есть и несколько пассивная часть депутатов.Хотя их фамилии несколько раз отмечались в наших обсуждениях на производственных совещаниях и заседаниях комитетов, поэтому в первом нашем отчетном докладе публично озвучивать их фамилии мы не будем. Но с учетом введенных нами недавно изменений в Регламенты по обеспечению участия депутатов на сессиях хочу предупредить тех, кто пропустил более половины заседаний – таковых 8 человек, из которых 3 депутата приняли участие только от 2до 4 заседаний. В этой связи видимо партийным фракциям необходимо тоже несколько усилить свой контроль за  деятельностью своих депутатов.
Заключение
Подводя итоги, хочу отметить, что работа Собрания депутатов, как представительного органа местного самоуправлениябыла направлена за отчетный период на укрепление правовой, экономической базы местного самоуправления для достижения главной цели - повышения качества жизни жителей городского округа «г. Махачкала», уделяя при этом особое внимание совершенствованию нормативно-правовой базы и правоприменительной практики МО г/о «город Махачкала».
Хочу отметить, что решение основных социально-экономических задач в городском округе стало возможным благодаря совместному конструктивному взаимодействию Собрания депутатов с главой муниципального образования, местной администрацией, депутатами Народного Собрания РД, главами, председателями и депутатами районных собраний г.о. Махачкала. В целом вниманием депутатов были охвачены основные проблемы в городском округе.
В 2017 году предстоит решить немало трудных задач, с учетом которыхСобранию депутатов совместно с администрацией города необходимо:
·    активнее содействовать совершенствованию межбюджетных отношений и увеличению доходной части бюджета;
·    держать под контролем исполнение муниципальных программ, имеющих важное социальное значение;
·   более полноценно реализовывать в нашей практике Федеральный закон №136-ФЗ особенно в вопросах взаимодействия с местным населением и органами исполнительной власти;
· совершенствовать нормативно - правовую базу, направленную на решение  вопросов местного значения,систематически приводить муниципальные нормативно-правовые акты в соответствие с нормами действующего законодательства;
·   способствовать развитию форм общественного самоуправления в микрорайонах городского округа особенно в вопросах сохранения и развития социальной инфраструктуры в них;
·     более активно контролироватьход реализации насущных проблем жителей городского округа и обеспечить более полное решение обращений граждан;
· обеспечить введениеосвобожденныхдолжностей председателей собраний депутатов и решить вопросы выделения Городскому собранию помещений для работы аппарата и приема граждан депутатами.
Впереди много работы, поскольку и юбилейный для нас год будет непростым.
Благодарю всех за сотрудничество и понимание важности той работы, которую мы ежедневно осуществляем на благо жителей городского округа.
 

 



Вернуться к началу