Контрольно-счетная палата и депутаты Собрания выявили ряд недостатков и нарушений в размещении и функционировании НТО на территории города Махачкалы

5 октября 2017

КСП Комитет по торговле 

 На заседании Комитета Собрания депутатов по торговле, потребительскому рыку и услугам состоялось рассмотрение результатов контрольного мероприятия по проверке полноты поступления в местный бюджет доходов от размещения и функционирования объектов потребительского рынка за 2016 год и 1-е полугодие 2017года. В работе Комитета приняли участие инспектора Контрольно-счетной палаты,  представители структурных подразделений Администрации города.

 В ходе подготовки повестки очередного заседания Комитета были проанализированы отчет Контрольно-счетной палаты г.Махачкалы о результатах контрольного мероприятия и справки-информации Управления торговли о принятых мерах по устранению нарушений и недостатков, выявленных в результате проверки и причин их возникновения. 

Из представленного  Отчета следует, что на основании Постановления  Администрации города от 30 июня 2015 года № 3303 «Об утверждении Положения о порядке размещения и функционирования нестационарных объектов потребительского рынка на территории г. Махачкалы» полномочия по  администрированию платежей и оказанию услуги  по выдаче Свидетельства на право размещения НТО на территории МО «город Махачкала» возложены на  Управление торговли.

              Во исполнение данного постановления Управлению торговли следовало принять от КУИ г. Махачкалы 440 договоров аренды земли на размещение 1407 коммерческих объектов круглогодичной торговли с общей площадью 30 110,36 кв. м. на сумму 11 039 689,80 руб.
      По данным  Управления торговли, им были переданы  сведения по 424 договорам аренды, заключенным  с предпринимателями и юридическими лицами – владельцами НТО, на  сумму 9 млн.485 тыс. руб., в том числе 1млн.898тыс. руб. по договорам аренды с управляющей компанией ООО «Мигма» (Цумадинский рынок).
        Из-за  этих расхождений  и возникших разногласий  Акт приема – передачи перечня договоров НТО за № 01-18/2242 от 28.12.2015г. Начальником Управления торговли не был подписан, вследствие чего на сегодняшний день остается невостребованной кредиторская  задолженность по аренде земли под НТО в сумме 283 854,01 руб.
       По информации Управления торговли, им был передан только реестр договоров, в котором содержались лишь сведения о заключенных КУИ г.Махачкалы договорах  аренды земли под НТО. Поэтому Управление торговли не имеет юридические основания  требовать  от хозяйствующих субъектов исполнения ранее возникших договорных обязательств.
 Полнота и своевременность поступления в бюджет города доходов от размещения объектов потребительского рынка и схема их размещения
      - сумма доходов, поступивших за право размещения нестационарных торговых объектов по 433 договорам, в 2016 году составила – 14 311 967,81 руб. и 3 747 672,76 руб. по прочим объектам, включая выносную торговлю  и торговлю бахчевыми культурами. Всего – 18 059 640,57 руб.;
      - фактическая задолженность субъектов потребительского рынка за право размещения и функционирования НТО на 1 января 2017 г. составила 189 557,0 руб. (по данным программы SAUMI - 634 401,2 руб.);
       - задолженность по выплате неустойки от просроченной суммы платежей – 0,0 руб., т.к. начисление пеней в 2016 году не проводилось;
      - по итогам 7 месяцев 2017 года за право  размещения нестационарных объектов потребительского рынка в местный бюджет поступило  16 088 318,05 руб. или около 134 % от установленных годовых плановых показателей, в том числе:
      -  доход городского бюджета  от функционирования 26 ярмарок общей продолжительностью 233 дня составил 402 026,5 тыс. руб., что на 221 549,5 тыс. руб. больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;
      - от реализации бахчевых культур в местный бюджет поступили денежные средства в сумме 1 613 221,5 тыс. руб. против 1 086 688,0 тыс. руб. в соответствующем периоде 2016 года;
      - за право размещения и функционирования  летних кафе на территории города произведена оплата в сумме  1 088 381,27 руб. Текущая задолженность (без учета пени) на 01.08.2017 г. составляет 994 474,24 руб.;
       - по состоянию на 01.08.2017  г. начислена пеня в сумме  123 001,2 руб., из нее уплачена 51 230,57  руб., задолженность по пени составила 71 770,63 руб.
      Согласно новой норме  Земельного кодекса (ст. 39.36) размещение НТО осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным  законом  от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
      Постановлением  Администрации г. Махачкалы  от 3 августа 2016 г. № 1605 утверждена новая Схема размещения НТО на территории г. Махачкалы, где определены места размещения НТО в разрезе внутригородских районов с указанием  сведений о виде, площади, адресе, периоде размещения, специализации (профиль) объекта, собственнике земельного участка, на котором расположен нестационарный  объект потребительского рынка.
 
Количество объектов потребительского рынка, включенных в схему размещения НТО на территории города  Махачкалы в разрезе внутригородских районов
 
п/п
Наименование НТО
Кировский район
Ленинский район
Советский район
 
Всего по
г.Махачкале
1
2
3
4
5
6
1.
Павильоны
228
251
316
795
2.
Киоски
37
97
111
245
3.
Квас
53
82
132
267
4.
Бахчевые с авто
103
87
118
308
5.
Бахчевые развалы
14
20
31
65
6.
Летние кафе
6
20
37
63
7.
Торгово-остан компл
5
39
6
50
8.
Платежные термин
32
106
228
366
9.
Прочие
4
8
4
16
 
Итого:
482 (278)
710 (476)
983 (627)
2175 (1381)
 
           Как видно из таблицы, в соответствии с утвержденной  схемой на территории г. Махачкалы  предусмотрено размещение 795 внесезонных НТО (павильонов, киосков), в том числе на территории Кировского района 228 НТО круглогодичной торговли, на территориях Ленинского и Советского районов - соответственно 251 и 316 внесезонных НТО.
            В Схему размещения НТО на территории города  также  включены 1380 сезонных НТО (бочки для кваса, бахчевые развалы, летнее кафе, торгово-остановочные комплексы, платежные терминалы и др.), из них  на территории Кировского района – 217 сезонных НТО,  на территории Ленинского района – 362 и на территории  Советского района – 559 сезонных НТО.
            Размещение НТО на территории г. Махачкалы осуществляется путем проведения торгов в форме открытого конкурса на право размещения НТО с последующим заключением с победителем конкурса соответствующего Договора.
          
 Основные недостатки и нарушения в деятельности Управления торговли при администрировании платежей и оказании услуги по предоставлению права на размещение НТО. Предложения (рекомендации) по их устранению
           По состоянию на 31.12.2016 г.,  с учетом новых норм действующего законодательства, Управлением торговли было заключено и включено в общий реестр 433 договора на размещение НТО, а на 1 августа 2017 года количество заключенных договоров увеличилось на 67 договоров.
      Размер платы при заключении договора на право  размещения НТО определяет один специалист (работник) Управления торговли согласно  Методике  определения единого размера тарифов за размещение НТО на территории г. Махачкалы, установленной в приложении № 2 к Постановлению Администрации г. Махачкалы от 30 июня 2015 года № 3303  (далее – Методика) по формуле: П = А+Т, где А= Б*S*ПК1*ПК2.
      При этом произведенные работником расчеты, не  согласованные и не утвержденные  руководством Управления торговли, прилагают к  Договору вместо непосредственного отражения цены  и порядка расчетов в разделе 3 подписываемого сторонами договора,  что в целом оказывает негативное воздействие   на качество администрирования  платежей за размещение и функционирование нестационарных объектов потребительского рынка и вызывает много вопросов по применению Методики расчета платы.
      Так,  в  дополнение к плате за размещение НТО (А), рассчитанной на основе базовой ставки, т.е. удельного показателя кадастровой стоимости по кадастровым кварталам города Махачкалы (Б),  с учетом площади земельного участка  (S), места размещения,  дифференциации по типу торгового объекта и специализации ( ПК1, ПК2)), установлен так называемый фиксированный тариф (Т) за обследование и текущее администрирование по видам предпринимательской деятельности.
       По результатам мониторинга применяемых Методик по городским округам других субъектов РФ нам не удалось найти ни одного факта установления подобного тарифа (сбора) за обследование и текущее администрирование НТО (Т).
       Кроме того, с 1 июля 2016 года на основании Постановления Администрации г. Махачкалы от 16 июня 2016 г. №1044 конечное значение показателя  А (плата в зависимости от места размещения НТО) вычисляется с повышающим коэффициентом 1,25, а величина (размер) фиксированного тарифа увеличена от 1,5 до 3 раз (по ярмаркам), что соответственно должны были увеличить   плановые показатели платежей и сборов  за размещение и функционирование НТО потребительского рынка г. Махачкалы на 2017 год.
       Однако  на  текущий год Финансовым управлением был доведен до Управления торговли план по доходам (исх. №5108-2491/16 от 29.12.2016 г.)   в размере  12 млн. руб., что, по мнению КСП г. Махачкалы,  занижен примерно в 1,5 раза.
      ( Для сведения: на последней сессии Собрания депутатов (21.09.2017 г.)  плановые показатели по прочим налоговым доходам (КБК 000 1 17 05040 11 0000 180), включая плату за размещение НТО, увеличены в 1,5 раза или на 18 млн. руб.).
       Согласно п. 4.4 Положения о порядке  размещения и функционирования  НТО основанием для его эксплуатации субъектом торговли  на территории г. Махачкалы является Свидетельство о размещении, выданное Управлением торговли после оплаты тарифа за оказание муниципальной услуги или письменных гарантий оплаты, которые зачастую не  выполняются и, как следствие,  приводит к нарастанию задолженности.
      К примеру,  по состоянию на 01.08.2017 года за размещение и функционирование летних кафе  текущая задолженность с учетом пени составляет более 1 млн. руб., в том числе:
      - ООО «Изобилие» - 18 158,11 руб.;
      - ИП Абдусаламова З.М. – 70 539,95 руб.;
      - ИП Алиев Ш.А. – 116 956,48 руб.;
      - ИП Гитинов Ш.К. – 289 792,8 руб.;
      - ИП УмахановА.З. – 63 038,0 руб.;
      - ИП Шугаева Р.Ш. – 113 106,14 руб.;
      - ИП Ахмедов Р.И. – 45 797,1 руб.;
      - ИП Абдуллаев М.А. – 24 209,2 руб.;
      - ИП Ахмедов Р.И. – 7 164,2 руб.;
      - ИП Шахбанов М.Ш. – 17 778,22 руб.;
      - ИП Гаджиев Р.Г. – 243 798,79 руб.;
      - ИП Нурулаева А.А. – 28 364,0 руб.
     
      Из справки-информации Управления торговли следует, что фактическая задолженность по начисленным за 2016 год платежам за размещение и функционирование летних кафе  снижена с 189 557 руб. до 89 969 руб. по состоянию на 25.09.2017 г.
      В то же время Управлением торговли не представлена  информация о предпринимаемых мерах по погашению текущей задолженности за право размещения сезонных НТО, а также о реагировании на  жалоб жителей на размещение летних кафе на прохожей части  самых оживленных улиц (на ул. Буйнакского, на углу ул. Сулеймана Стальского и пр. Гамзатова и др.).
     Следует также отметить, что выборочной проверкой КСП г. Махачкалы выявлено 19 самовольно установленных НТО (павильонов) с прогнозируемой суммой недополученного в местный бюджет дохода на сумму 594,4 тыс. руб.
       В своих доводах Управление торговли  не обоснованно ссылается на ст. 10 Федерального закона РФ от 28 декабря 2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Схему размещения НТО на территории г. Махачкалы, согласно которым оно якобы не имеет право заключать договора  и взимать плату за размещение самовольно установленных НТО.
       На наш взгляд,  необходимо рассмотреть вопрос об исключении из Схемы размещения тех нестационарных торговых объектов, которые не пользуются спросом на конкурсе, и добавить в Схему более привлекательные места для осуществления предпринимательской деятельности.
      За анализируемый период, как следует из информации Управления торговли, ими  проведены мероприятия по демонтажу более 300 самовольно установленных НТО. Для этих целей на основании постановления Администрации г. Махачкалы от 27 декабря 2016 г. № 2376 создан отдел по пресечению несанкционированной торговли с внесением соответствующих изменений в Положение об Управлении торговли. При этом все еще не внесены в Положение об Управлении торговли изменения и дополнения  в  части осуществления функций по администрированию платежей за размещение субъектами потребительского рынка нестационарных объектов  на территории МО «город Махачкала» и связанных с ним функций   при размещении и эксплуатации НТО.
       В ходе проверки  также установлено, что в нарушение п.3.10 Порядка размещения и функционирования нестационарных объектов потребительского рынка на территории г. Махачкалы у большинства НТО отсутствуют  вывески с указанием наименования, адреса и режима работы.
      Таким образом, проверкой полноты и своевременности поступления в местный бюджет доходов от размещения временных нестационарных объектов, расположенных на территории города Махачкалы,  установлено:
         Вопросы, связанные с деятельностью НТО на территории городского округа, почти  полностью  урегулированы нормативными правовыми актами Администрации г. Махачкалы.
             Пункты 3 и 4 Методики расчета единого размера платы за размещение и эксплуатацию нестационарных объектов потребительского рынка (Приложение 2 Постановления  Администрации города от 30 июня 2015 года № 3303 «Об утверждении Положения о порядке размещения и функционирования нестационарных объектов потребительского рынка на территории г. Махачкалы»)  не в полной мере отвечают требованиям действующего законодательства в части начисления платы за размещение НТО и содержат коррупциогенные факторы.
       Кроме того, приложение №1 к Методике, предусматривающее перечень фиксированных тарифов за обследование и текущее администрирование по видам предпринимательской деятельности, не соответствует нормам федерального законодательства, а именно, статье 6 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и необоснованно затрудняет ведение предпринимательской деятельности.
      В этой связи считали бы целесообразным  при расчетах платы за размещение НТО не учитывать корректирующие коэффициенты в зависимости от площади земельного участка и коммерческой привлекательности НТО, т.е. исключить из расчетов пункт 3 и 4 Методики.     
      Более  того эти коэффициенты не входят в формулу расчета и трудно понять их смысловое значение: с увеличением площади НТО от 10 кв. м. до 50 тыс. и более кв. м.  расчетное значение коэффициентов, напротив,  уменьшается соответственно от 0,95 до 0,2. При этом по определению трудно себе представить  объект потребительского рынка (НТО) с площадью более 1000 кв.м.
      С целью восполнения выпадающей суммы платежей из-за исключения корректирующих коэффициентов, предусмотренных пунктами 3 и 4 Методики, можно было бы увеличить поправочный коэффициент к базовой ставке (ПК1) от 15% до 30%, т.е. в 2 раза.
      В  Типовом договоре о размещении нестационарного объекта потребительского рынка  на территории МО ГО «город Махачкала» (далее – Типовой договор)  не предусмотрено отражение размера ежегодной  платы за право размещения НТО, т.е. одно из существенных условий договора на оказание услуг - цена и порядок расчетов, что противоречит положениям  ст. 779 ГК РФ.
            Во исполнение   пункта 5 Постановления Администрации г. Махачкалы от 30 июня 2015 года № 3303 Управлением архитектуры и градостроительства г. Махачкалы разработаны типовые проекты НТО в нескольких  вариантах с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли.
      Архитектурные решения НТО для размещения на улицах центральной части г. Махачкалы  предусматривают площадь объекта по внешним габаритам от 3,24 до 6 кв. м (от 1,8 х1,8 м. до  2 х 3 м.).
          Вместе с тем, за истекший период Управлением торговли не зафиксированы и не приняты меры по устранению очевидных нарушений в части несоответствия некоторых НТО утвержденным профилю работы, внешнему виду, размеру, а также местонахождению.
          Общеизвестно, что на сегодняшний день преобладающее большинство НТО  имеют несоответствующий облик: их фасады  давно требуют реконструкции, прилегающие территории - благоустройства.
 
      В целях устранения выявленных нарушений и недопущения их впредь Управлению торговли администрации города Махачкалы  предлагается:
       - принять меры к недопущению впредь выявленных в ходе проверки нарушений в части постановления администрации города Махачкалы  от 30 июня 2015 года № 3303 «Об утверждении положения о порядке размещения и функционирования нестационарных  объектов потребительского рынка на территории г. Махачкалы» и Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Махачкалы, утвержденной Постановлением  Администрации г. Махачкалы  от 3 августа 2016 г. № 1605, в частности:
       - привести  Методику расчета единого размера платы за размещение и эксплуатацию нестационарных объектов потребительского рынка (пункты 3 и 4 и приложение 1), а также пункт 3.1 раздела 3 типовой формы договора в соответствие с требованиями Положения о размещении НТО;
      - заключить дополнительные соглашения к договорам о размещении НТО в части определения существенного условия договора – цены и порядка расчета платежей субъектом предпринимательской деятельности вместо не предусмотренного постановлением Администрации г. Махачкалы от 30 июня 2015 г. № 3303;
       - обеспечить своевременное поступление установленных платежей от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по договорам о размещении НТО, одновременно внести коррективы в Методику расчета платы за размещение НТО и Типовой договор в части определения цены договора;
      - провести инвентаризацию НТО, в ходе которой провести инвентаризацию выданных разрешений (свидетельств, договоров) на размещение и эксплуатацию нестационарных объектов потребительского рынка, а также дебиторской задолженности на 01.10.2017 г. и принять меры по погашению образовавшейся задолженности;
      - не допускать использование нелицензионного программного обеспечения в работе Управления торговли;
      - в целях активизации процесса заключения договоров на право размещения НТО вести активную уведомительную работу с хозяйствующими субъектами, разместив уведомления (сообщения) на официальном сайте администрации г. Махачкалы и в газете «Махачкалинские известия»;
       - провести мониторинг  НТО, в ходе которого проверить соблюдение субъектами предпринимательской деятельности  условий конкурсов и схемы их размещения на территории городского округа;
      - принять меры по недопущению размещения объектов потребительского рынка в отсутствии заключенных договоров;
      -  завершить формирование городской информационной базы объектов потребительского рынка (реестр объектов потребительского рынка);
      - принять предусмотренные нормами действующего законодательства Российской Федерации, Республики Дагестан, органов местного самоуправления города Махачкалы меры по  усилению контроля за соответствием нестационарных торговых объектов утвержденным профилю работы, архитектурному решению, размеру, местонахождению;
       - внести в установленном порядке в Положение об Управлении торговли  следующие  изменения и дополнения в части осуществления функций по администрированию платежей за размещение субъектами потребительского рынка нестационарных объектов  на территории МО «город Махачкала» и связанных с ним функций   при размещении и эксплуатации НТО:
     1) осуществляет мероприятия, направленные на разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов и объектов оказания услуг на территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»;
      2) обеспечивает своевременное внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов и объектов оказания услуг на территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»;
       3) осуществляет контроль за соблюдением условий договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов оказания услуг на территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»;
      4) осуществляет учет (инвентаризацию) нестационарных торговых объектов и объектов оказания услуг на территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».
      5) принимает меры по недопущению самовольного переоборудования (реконструкции) нестационарного объекта, в том числе влекущего придание ему статуса объекта капитального строительства.
       6) осуществляет сбор, подготовку в необходимых случаях   материалов для направления  в суд (в том числе по взысканию задолженности по плате за размещение нестационарного объекта) и иные органы, организации или структурные подразделения Администрации г.Махачкалы в связи с выявленными нарушениями.
     
 По итогам заседания было указано на необходимость устранения выявленных нарушений и недостатков в вопросах размещения и функционирования НТО потребительского рынка на территории города Махачкалы.   
 

 



Вернуться к началу