Председатель Собрания депутатов А.Муртазалиев принял участие на «круглом столе» в Государственной Думе РФ, посвященном вопросам территориального развития местного самоуправления

19 февраля 2019

А.Муртазалиев 

  

Организованный Комитетом по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы РФ 15 февраля этого года «круглый стол» по теме: «Вопросы законодательного регулирования городских агломераций и межмуниципального сотрудничества» был посвящен обсуждению актуальных вопросов нормативно-правового и организационного регулирования введения относительного нового института «городских агломераций», к числу которых относится и Махачкалинская (Махачкалинско-Каспийская или Большая Махачкала).
Учитывая особую значимость данной проблемы для территориального развития страны, в её обсуждении приняли участие депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, представители федеральных министерств и ведомств, Счетной палаты РФ, Общественной палаты РФ, Общероссийского Конгресса муниципальных образований, 45 субъектов РФ, органов местного самоуправления, межмуниципальных объединений России, экспертного сообщества.
После принятых на федеральном уровне в 2014 году законодательных мер по управлению городскими территориями, в ноябре прошлого года этим Комитетом был также организован круглый стол, где обсуждалась по практика функционирования городских округов с внутригородским делением, к числу из трех которых относится и Махачкалинская агломерация («Большая Махачкала» или Махачкалинско-Каспийская агломерация). По итогам оценки практики Челябинска и Самары, участниками было рекомендовано распространение этого опыта и на другие города страны с численностью населения свыше 500 тыс. человек.
Участники данного круглого стола, разделяя также разработанные ранее законодательные меры, подготовили ряд рекомендаций по дальнейшему совершенствованию системы управления городскими агломерациями с учетом зарубежного и отечественного опыта.
В ходе заседания данного «круглого стола» было отмечено, что формирование системы управления развитием городских агломераций с учетом действующих положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» может происходить, по меньшей мере, по трем сценариям:
1) исключительно на основе развития межмуниципального сотрудничества, предполагающего заключение публично-правовых соглашений заинтересованными в развитии агломерации муниципальными образованиями (например, в настоящее время имеется опыт заключения подобных соглашений – это соглашения о создании Челябинской агломерации и агломерации «Горный Урал», заключенные в 2014 и 2016 годах соответственно);
2) формирование городских агломераций, как городских округов с внутригородским делением;
3) смешанный вариант, сочетающий в себе как первый, так и второй подходы («ядро» агломерации – городской округ с внутригородским делением; отношения муниципальных образований «короны» агломерации между собой, с городским округом и с внутригородскими районами строятся на механизмах межмуниципального сотрудничества, в том числе путем создания межмуниципальных учреждений (межмуниципальных некоммерческих организаций).
По итогам указанного мероприятия его участники пришли к выводу, что опыт преобразования городских округов в городские округа с внутригородским делением, в том числе с учетом мирового опыта, содержит положительный, но при этом еще не до конца раскрытый в нашей стране потенциал в процессах городского агломерирования и требует выработки рекомендаций по определению и закреплению, в том числе законодательному, третьего (смешанного) варианта системы формирования и управления развитием городских агломераций, при котором центральное место занимает городской округ с внутригородским делением («ядро» агломерации), а отношения с «короной» агломерации строятся на принципах межмуниципального сотрудничества, требующего для этого новых правовых конструкций.
Именно модель городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов расширяет возможности участия жителей в управлении крупными городами – потенциальными «ядрами» городских агломераций, дает возможность таким городским округам иметь дополнительные вопросы местного значения, а также, что весьма важно, дополнительные источники доходов местных бюджетов.
Перспективы дальнейшего внедрения данного института участникам «круглого стола» видятся в том, что городские округа с населением свыше 500 тыс. человек, если они планируют стать «ядрами» формирующихся вокруг них агломераций, должны стать городскими округами с внутригородским делением (если они таковыми еще не являются). Городскими округами с внутригородским делением могли бы стать и те городские округа, которые были созданы в последние годы на базе муниципальных районов на урбанизированных территориях.
Поскольку обсужденные на двух прошедших «круглых столах» Госдумы РФ проблемы имеют важное значение для территориального развития Махачкалинского округа, депутаты городского Собрания планируют проведение соответствующего обсуждения в ближайшее время.




Вернуться к началу